| ВС РФ напомнил: для закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ нужны объективные причины |
Управляющая компания закрепила в положении о закупке, что у единственного поставщика можно приобретать, например:
- товары, работы, услуги при цене одного договора не более 100 тыс. руб.;
- услуги по содержанию и ремонту общего имущества, придомовой территории.
В течение нескольких лет заказчик заключил более 400 прямых договоров с одинаковыми контрагентами на ремонт и клининг. Цена каждого из них не превышала 100 тыс. руб.
Контролеры и ВС РФ решили, что единую сделку искусственно раздробили, чтобы уйти от конкурентных процедур. Это нарушает права потенциальных исполнителей и публичные интересы. Невозможность провести спорные закупки конкурентным способом не доказали. Заказчик и контрагенты нарушили запрет на антиконкурентные соглашения.
ВС РФ также напомнил, что для закупки у единственного поставщика нужны объективные причины, например:
- низкоконкурентный товарный рынок;
- ликвидация последствий ЧС;
- колебание цен в узком диапазоне;
- закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция.
Аналогичный подход Верховный суд сформулировал в обзоре практики по Закону N 223-ФЗ.
| Суды поддержали госзаказчика, который ограничил предмет договора для оценки опыта |
Госпиталь закупал услуги по приготовлению диетического лечебного питания. Контролеры решили, что порядок оценки заявок ограничивает конкуренцию: для определения опыта заказчик учитывал договоры на услуги по организации только такого питания, а не общепита в целом.
Три инстанции с ними не согласились:
- спорный предмет договора для оценки опыта определили не только из-за нужд заказчика. На это повлияло также то, что диетическое лечебное питание – отдельный вид питания. Требования к нему устанавливают нормативно-правовые акты, санитарные нормы и правила. Опыт организации диетического лечебного питания несопоставим с опытом по организации общепита;
- конкуренция не ограничена, поскольку участники закупки находятся в равных условиях. При отсутствии подтверждающих опыт документов заявку не отклоняли, а лишь не начисляли баллы. Получить больше баллов можно было по другим критериям.
Отметим, АС Поволжского округа уже высказывал сходное мнение.
| Минфин пояснил, на кого получать справку об отсутствии судимости для госзакупок услуг общепита |
Ведомство сообщило: при закупках продуктов или услуг общепита по позиции 33 доптребований справку об отсутствии судимости участник закупки – юрлицо представляет в отношении лиц из этой позиции, если они есть в его составе. Речь идет о руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, главном бухгалтере.
То же касается декларации о непривлечении к ответственности по отдельным статьям КоАП РФ.
Отметим, в практике есть пример, когда контролеры посчитали законным отклонение заявки участника за непредставление справки на главного бухгалтера. Их не убедили доводы участника о том, что в организации он является и гендиректором, и главным бухгалтером. Этот факт он ничем не подтвердил.
| Новый видеосеминар КонсультантПлюс «Малая закупка у единственного поставщика» |